16:32 

а что вы думаете?

Арчи Б
Сонца нам дапаможа - яно любiць нас
Дорогие товарищи, интересно узнать ваше мнение вот по этой теме. По клику на первый абзац открывает источник в ЖЖ, но весь текст есть ниже под катом.
(да, просьба не рассматривать высказывания автора на тему истории школ "так было" как повод для развернутой дискуссии, это вторично)

Предлагаю поразмыслить над темой "Свобода человека в обществе". Что это означает? Бегство в дальнюю и глухую деревню? Не знаю. Это выход для единиц. Как сказал герой Гафта в перестроечном фильме: "Нас в колхоз нельзя, мы там все развалим!". Так и современный человек в заброшенной сибирской деревне погибнет в первые осенние заморозки. В Индию, там где тепло? Не уверена.
Но у нашей замечательной героини проскользнула фраза, о том, что ее ребятишки настолько увлеклись резьбой по дереву, что теперь могут зарабатывать себе на жизнь, т.е. приобрели определенный уровень свободы (пусть пока очень небольшой) от давления общества! (Причем, заметьте, обучались резьбе они не с мыслью зарабатывать на жизнь! Это важно!) Вот мысль, которую хочется развить. Чтобы получить свободу от давящего государства, дети должны к годам 16 иметь в руках интересное дело, а в головах прекрасные мысли. Про "головы" потом. А вот про "дело", очень актуально.



Давайте обратим свои взоры на лет 200 и более назад.
С самого раннего возраста дети были вовлечены в жизнь родителей и мало-помалу овладевали сначала простейшими операциями, а потом и сложными. Молодой человек или девушка к 16 годам владели около 50 операциями. И могли выжить в любых условиях, не завися ни от кого и чего. Не было электричества, горячей воды, бытовой техники, тракторов. Они умели делать одежду, владея всем производственным циклом. И какую одежду! Они могли строить дома и знали, как сделать его теплым и уютным. Нет смысла перечислять, все что могли делать наши предки. Дело не в этом. А в том, что НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБНОСТЕЙ, каждый человек (кроме единиц, но это уже философский вопрос) реализовывался в жизни. Да, в простой жизни. Они не летали в космос, не снимали фильмов, не опускались в батискафах за дно океана. Они просто жили. Такой уровень свободы нам и не снился!
А что сейчас? В гонке за "успешным будущем", мы забываем дать детям простейшие навыки СЕГОДНЯ, которые могут пригодиться в жизни - навыки ручного труда - строгать, пилить, вырезать, ковать, делать посуду из глины, плести, ткать, прясть, красить, белить, вязать...
Кто из нас, положа руку на сердце, может отличить рожь от пшеницы, или, скажем, смастерить простейшие снасти из ничего?
А получается, что не занимаясь этим, мы лишаем детей естественного развития, навязывая им ненужную и непонятную абстракцию. Обязаны навязывать, связанные по рукам и ногам школой или СО - разница невелика. И к окончанию школы мы получаем двухметровых бездарей, которые не умеют НИЧЕГО, НИЧЕГО не хотят, ВСЕГО БОЯТЬСЯ. И только к двадцати годам, они потихоньку начинают понимать, чему надо учиться. Отсюда "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Мы лишаем детей уверенности в себе, что они тоже могут многое, и награждаем кучей комплексов. Становимся их врагами, а не друзьями, поскольку требуем того, что они просто физически делать не могут. И не разрешаем им заниматься тем, что им нравится - играть, часами собирать конструктор, рисовать на полях тетради...
Мы сделали систему для Ломоносовых, а про простых людей забыли.
Вся система образования должна меняться, просто потому, что дальше так жить нельзя. Так вот, вопрос сообщникам, есть ли такие школы? И какие это должны быть школы?
По моему глубокому убеждению, школа в таком виде, как сейчас, должна вообще исчезнуть. Она была создана по требованию индустриализации. А поскольку эта самая индустриализация уже состоялась, то такая школа нам не нужна. А какая нужна?
Новая школа должна напоминать Дворец пионеров на Воробьевых горах, т.е. много-много кружков, где дети занимаются, тем, что им интересно:
- вместо скучнейшей истории с зубрежкой абстрактных дат - кружок исторической реконструкции. Царица История - здесь рамки просто безграничны. В рамках истории можно обучить всему! Под этим соусом можно и математику давать, и словесность, и географию. Даже, если ребенок "зависнет" в этом кружке, то он будет образованным человеком.
- вместо НВП туристический кружок и класс тренажеров, на которых можно научиться летать на самолетах и ездить на танке. Ну и разбока-сборка оружия (пожалуй, самое интересное занятие на школьных уроках НВП);
- спорт (ориентирование, фигуное катание, хоккей, фехтование) Благо, что сейчас много дворовых площадок.
- вместо химии, непонятной и скучной, - химическая лаборатория;
- про физику вообще молчу. Это просто безобразие, когда ребенку надо виртуозно владеть формулами там, где он суть явления даже не представляет. Здесь лет до 14 надо только опыты показывать;
- обязательно астрономический кружок. Здесь и физика, и история, и романтика;
(Мой муж обворожил меня в свое время тем, что про звезды мог рассказывать часами. Знания об этом он почерпнул в астрономическом кружке г. Железнодорожного. Но это лирика)
- математика должна быть разной - криптография (игра в шпионов), школа Рачинского и его устным счетом, интереснейшая геометрия на исторических задачах...
- биологический кружок с выездами на поля, сборами растений, наблюдениями за животными;
- "Путешествия вокруг света" - прекрасная тема для географического кружка. Или скажем, "По дорогам героев книг Ж.Верна".
- шахматный кружок (да и вообще кружок умных настольных игр)
- музыкальная гостиная;
- гончарная мастерская;
- столярная мастерская;
- кузница;
- робототехника;
- строительство летательных аппаратов;
- вышивание, плетение поясов, шитье, валяние, прядение, шитье;
- приготовление пищи;
- бисероплетение;
- оригами и всевозможное складывание из бумаги (такая "бумажная" геомерия)
- мультстудия; "драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота".... Это вместо литературы.
Вообще литературу и русский язык - словесность - можно преподавать очень интересно, поскольку в языке столько интереснейших тем, что хватит на всю жизнь. Просто в школьной программе на них нет места. Грамотность же, которая в современной системе ставится во главу угла, сформируется сама собой, если ребенок будет писать и излагать свои мысли. Достаточно просто писать письма! Можно устроить школьную переписку.
Забыла про обязательную физкультуру! Здесь дворовые игры. Можно делать перерывы минут на 30 и давать детям играть в "Царь-горы" или "Банку", "Вышибалы" и пр. Совершенно необязательно прыгать через гимнастических козлов.
"Вот тогда у нас дети перестанут пропадать". Стоит государству ослабить хватку на горле детей и родителей, и все будут счастливее.
Теперь про обязаловку. Ее надо свести к минимуму - русский и математика - экзамен каждый год. Только требования надо немного пересмотреть. При заинтересованности и хорошем психологическом фоне сдать его - не проблема.
Извините, я описала проект "Нью-Васюки". Для его реализации, нужно, как минимум, изменить сформулированную государством цель всеобщего образование - подготовка "грамотного потребителя" на "творца прекрасного" и разогнать МинОбр. Надоела людям фальшь! Учителя делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, родители делают хорошую мину при плохой игре.
Но процесс все равно идет к этому. Должен сработать инстинкт самосохранения общества. Сейчас это сказывается в росте надомников. Таким способом родители пытаются освободить время для других занятий - музыки, спорта, изучения языков... Кружки работают на полную. Нет только государственной политики. Дождемся ли?
PS Только не подумайте, что я ратую за возрождение школьных уроков труда или ПТУ в том виде, когда они уже выродились в 90-х гг. Нет, я говорю о совершенно другой системе образования. Грубо говоря, нам надо вернуться назад в ту систему, когда еще никакой системы не было, и учитель просто разговаривал с учениками и излагал, то что ему интересно (поскольку нельзя заинтересовать ребенка тем, что тебе неинтересно). Так было в афинской школе. Так было в средневековых университетах.
Будет ли так у нас? Вряд ли. Но помечтать-то можно?
ДА! Забыла еще про картинную галерею! Она просто обязана быть! Сменная (раз в 1-2 недели) экпозиция по темам, художникам, музеям. Это моя мечта. Руки не доходят.

@темы: вопрос, для размышления, общение, по мотивам

URL
Комментарии
2014-08-12 в 17:35 

cxAlena
Он придет, он будет добрый, ласковый - Ветер Перемен!...
Хорошие мысли.
Проблема еще в том, что современное образование, по сути, плохо готовит специалистов.

2014-08-12 в 18:01 

Глаза цвета Надежды
Shut up and dance
отвратительная грамматика текста мешает вникнуть в смысл, который старался донести автор. видно, как сформировалась грамотность автора, которая просто читала и писала.

теперь по существу (исключительно мое имхо). к сожалению (или к счастью, я не знаю), человечество за последние пару-тройку веков накопило огромное количество информации, разобраться в которой не под силу ни одному человеку, а дальнейшее развитие без представления об основах практически невозможно. на освоение основ нужно все больше времени, и именно поэтому к 16 годам люди не владеют всем, что им нужно для осознания "своего" направления.
эта программа школы лично для меня вообще не выглядит прекрасной. это просто другая форма обязаловки: у нас на физ-ре были как раз эти самые "Вышибалы", и я их люто ненавидела, потому что мне всегда было неинтересно и, как правило, больно: наши мальчики не умели контролировать силу. с гораздо большим интересом я бы занималась гимнастикой.
реконструкция на уроках истории? это значит, что мне не дали бы отсидеться молча в углу, а заставили бы играть и изображать из себя кого-то. для интроверта это ад.
мультстудия вместо литературы? даладно! а как же развитие воображения? а как же размышления над прочитанным?
о какой робототехнике или строительстве летательных аппаратов может идти речь без представлений, хотя бы общих, как и почему это должно работать? да, полеты — это физика.
криптография? любые современные методы шифрования — это такая математика, которую даже взрослые люди с техническим образованием сходу не понимают, а остальное легко укладывается в книжку на 300 страниц, если основы.

на мой взгляд, все упирается в то, кто преподает. школьный учитель должен заинтересовать ребенка, показать ему основы предмета, на которые можно будет опираться, чтобы развивать это дальше, и позволить ему самостоятельно мыслить. но за свою работу он должен получать адекватные деньги, чтобы делать ее по-настоящему.

а развитие практических навыков — это вообще отчасти дело родителей, как и воспитание. не нужно перекладывать все это на школу.

если кратко, академическое образование в школе, на мой взгляд, это хорошо, оно дает базу. и широкий набор обязательных предметов для всех — это тоже хорошо. потому что любой человек должен иметь широкий кругозор, и если лишить ребенка в школе необходимости развиваться во всех областях, то не нужно ждать, что, повзрослев, он бросится что-то учить. специализироваться ему придется дальше. кроме того, обязательная программа дисциплинирует, все-таки, и учит делать даже то, что тебе не хочется и не нравится, и это хорошо. потому что в жизни тоже не всегда можно делать только то, что тебе нравится.
и не нужно путать практику с теорией. школа должна давать знание и понимание основ. а практическим навыкам обязаны учить родители.

ограничив школу практикой, мы снова откатимся назад, когда "тайные знания" были доступны только обеспеченным семьям.

2014-08-12 в 18:05 

Alef_Nevermind
Cheshire
Я думаю, что автор невообразимо и беспросветно глуп и пытается извратить до состояния "Нью Васюки" (как она же сама говорит) в целом неплохую мысль о доле и форме передачи прикладных знаний в образовании.

Глаза цвета Надежды, кстати очень хорошо написала.

2014-08-12 в 19:09 

Helja
Любить, кормить и никогда не бросать.
2014-08-12 в 19:57 

Thinwethil Tindomiel
Eleni kaluva tielyanna!
в статье полностью отсутствует системный подход
совершенно не понятно, каким образом "свобода человека в обществе" соотносится с предлагаемой системой образования

2014-08-12 в 20:01 

Heruer
Я безумен только при норд-норд-весте. Когда дует ветер с юга я способен отличить ласточку от цапли.
автор сам положил в основу тезис о самореализации 200 лет тому.
Боюсь, автор путает самореализацию с выживанием.

2014-08-13 в 00:19 

oo2010
desiderium pulchritudinis & orsi timor
мне кажется в такой форме можно школьные каникулы организовывать, для закрепления пройденного, в рамках дополнительного образования

     

белка-идеалистка

главная