понедельник, 24 августа 2009
В древние времена белки неоднозначно воспринимались у разных народов, с ними было связано много поверий и легенд.
читать дальшеУ японцев белка считалась символом плодородия и носителем не иссякающих идей. Она часто изображалась вместе с виноградной лозой.
Кельты считали ее вечной спутницей олицетворяющей землю ирландской богини Медб – покровительницы верховной власти.
Беременным хорваткам запрещалось употреблять в пищу мясо белок, так как считалось, что ребенок может родиться черным.
Словаки вышивали символ белки на занавесках, которыми отгораживали роженицу, вместе с петухом, оленем и павлином. А новорожденного сразу заворачивали в беличьи шкурки, что бы, не подпустит к нему злых духов.
У северных народов в их календаре присутствовал месяц белки, который начинался с конца января и продолжался по конец февраля. Это время было связано с началом гона у этих зверьков.
Белка так же фигурировала и у зороастрийцев, но только не в календаре, а в гороскопе в качестве покровительницы родившейся в определенные годы людей (1916, 1948, 1980, 2012 гг.). Согласно их верованием, люди, рожденные в эти года, должны иметь мелкие черты лица, обладать подвижностью, неровным характером, живостью, умом, высокой работоспособностью, домовитостью и стремлением создать семью, консервативностью во взглядах. Если же смотреть глобально, то для всего человечества эти годы чреваты подменой сложившихся моральных устоев.
По поверьям скандинавов белка Рататоск (что в переводе означает «грызозуб») бегает по Мировому дереву Иггдрасиль, которое символизирует триединство Небесного, Земного и Подземного царствования. Она является посредником между живущим в его ветвях орлом (небом), меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, и обитающей у корней змеей Нидхегг (представитель нижнего мира). Считалось, что белка передает их бранные послания друг другу. И поэтому она автоматически становилась носительницей недоброжелательства, неразберихи и воцарения хаоса.
Славяне называли белку хитрой за присущую ей ловкость и сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по деревьям белка ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией. Они считали, что она является вместилищем бога-громовника, становясь в один ряд с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.
Белорусы верили, что в образе белки к человеку приходят домовой, водяной или русалка, они, согласно поверьям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.
Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.
У разных славянских племен были свои особенные представления о символическом образе белки, которые накладывали отпечаток на их уклад жизни и религию. Так русичи и белорусы считали, что весь беличий народ находится во власти лешего, который ими же и управляет.
В христианстве белка символизировала жадность и алчность. Так в «Соннике Соломона» говорится о том, что если во сне человеку явится белка, то мужчине это сулит встречу с лживой женщиной, потерю материальных накоплений, но и, как бы парадоксально бы это не звучало, неожиданную радость. Женщине такие сновидения предвещали, что она будет обманута, не достойным человеком.
@темы:
белки всем