Сонца нам дапаможа - яно любiць нас

ГРАФИНЯ ВОРОНЦОВА-ДАШКОВА -- КНЯГИНЯ ПАСКЕВИЧ
Автор: Александр РОГАЛЕВ,доктор филологических наук
Героиня моего рассказа прожила очень долгую жизнь -- 90 лет. И хотя родилась она в Петербурге, судьба распорядилась так, что с 21 года и до самой смерти, на протяжении почти 70 лет, эта женщина была неразрывно связана с Гомелем и гомелянами. Жители дореволюционного города любовно называли ее “нашей Ириной”, “нашей княгинюшкой” и неизменно отзывались о ней с необычайным уважением и теплотой.
В советское время о княгине Ирине не принято было говорить. Нет о ней ни строчки и в славящейся своей всеобъемлющей объективностью современной многотомной “Энцыклапедыi гiсторыi Беларусi”. Между тем этой исторической фигурой могут вполне гордиться не только гомеляне.
читать дальшеГРАФИНЯ ВОРОНЦОВА-ДАШКОВА -- КНЯГИНЯ ПАСКЕВИЧ
В 1853 году в Петербурге игралась свадьба, которая не оставила равнодушным никого из представителей высшего столичного общества. Выходила замуж дочь обер-церемониймейстера, действительного тайного советника графа Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова -- Ирина Ивановна. В петербургском салоне Воронцовых-Дашковых, хозяйкой которого была одна из первых красавиц российской столицы и очень влиятельная дама Александра Кирилловна, мать Ирины, проводились не только самые пышные балы, здесь умели ценить ум и талант. Попасть в этот блестящий и самый модный салон считалось великой честью.
Восемнадцатилетняя графиня Ирина, унаследовавшая от матери внешнюю и внутреннюю привлекательность, была предметом всеобщего обожания. Не мог не обратить на нее внимания и один из завсегдатаев салона -- тридцатилетний сын прославленного фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича-Эринского -- Федор Иванович.
Паскевича-старшего в Петербурге и Москве в высшем свете называли выскочкой и воспринимали как самонадеянного, властного и тщеславного человека. Фамилия Паскевич действительно не была исконно “благородной”, связанной с богатыми родословными. В графское достоинство этот “потомок шляхтича” XVII века Пасикрата Цалого, в просторечии -- Пасько Цалого (отсюда -- фамильное прозвание Паськевич, Паскевич) был возведен за блестящие победы русских войск в войне с Персией в 1827--1928 годах. Тогда же И.Ф.Паскевич получил почетное именование Эриванский (от названия отвоеванного у Персии Эриванского ханства) и миллион рублей ассигнациями. За победы над турецкими войсками на Кавказе в сентябре 1829 года графу Паскевичу было пожаловано звание генерала-фельдмаршала. Наконец, звание князя российской империи с титулом Светлейшего граф Иван Федорович Паскевич получил за уверенное и последовательное проведение в начале 30-х годов XIX века российской государственной политики в Польше.
В 1853 году фельдмаршалу Паскевичу был 71 год, и он еще участвовал в военных операциях против Турции на Дунае. Его сын, Федор Иванович, также дважды ездивший на Кавказ в действующую армию, унаследовал звания и титулы отца и благодаря ему же имел возможность вращаться в высшем столичном свете. Судьбе угодно было свести его с дочерью Воронцовых-Дашковых.
Молодая супружеская пара поселилась в доме Паскевичей на Английской набережной. О жизни княгини Ирины в Петербурге позволяют судить воспоминания английского дипломата Горация Румбольда, которые были опубликованы спустя полвека после описываемых событий -- в 1909 году в журнале “Исторический вестник” (№ 8). Из воспоминаний следует, что чета Паскевичей “по многим причинам” вела довольно замкнутый образ жизни, хотя их роскошный особняк, украшенный Паскевичем-отцом различными предметами искусства и собранием оружия, посещал избранный круг родных и близких знакомых. Молодая княгиня устроила домашнюю театральную залу и сама исполняла различные роли на сцене.
В ГОМЕЛЕ
20 января 1856 года, спустя три года после женитьбы сына, скончался старый фельдмаршал Паскевич. Паскевич-младший, князь Федор Иванович, вступил во владение отцовским наследством, в том числе -- самым главным, роскошным и богатым имением отца -- Гомелем. Паскевичам принадлежала половина города (старая его часть), располагавшаяся справа от улицы Могилевской (ныне -- Кирова) и включавшая дворцово-парковый ансамбль. В Гомельском уезде собственностью Паскевичей считались более 90 дач, фольварков, имений, лесных сторожек, хуторов с пахотной и лесной землями.
В 1856 году Ирина Ивановна Паскевич вместе с мужем приехала в Гомель и застала здесь самую настоящую “царскую резиденцию”, соответствовавшую амбициям фельдмаршала Паскевича, наместника императора Николая I в Польше.
Первые два-три десятилетия совместной жизни чета Паскевичей жила то в Гомеле, то в столице. О появлении в Гомеле князя и княгини горожане узнавали по развевавшемуся флагу на дворцовой башне. Ко второй половине 80-х годов XIX века князь Федор Иванович дослужился до звания генерал-адъютанта. Некоторое время он был на должности помощника инспектора вооруженных войск. Княгиня Ирина Ивановна полностью посвятила себя занятиям литературой. Ее имя должно быть по праву записано в истории русской литературы, поскольку она явилась первым переводчиком на французский язык романа Льва Толстого “Война и мир”. Гениальный роман в переводе И.И.Паскевич расходился в Париже с большим успехом в конце 1879 -- начале 1880 годов. Это же произведение княгиня Паскевич перевела на английский, венгерский, голландский, польский и турецкий языки.
Гомельский дворец, принятый в наследство от фельдмаршала, князю Федору Ивановичу достраивать и перестраивать не было необходимости: все здесь сияло великолепием и богатством. В октябре 1857 года в гости к Паскевичам в Гомель приезжал император Александр II.
К 1857 году относится и начало благотворительной деятельности княгини Ирины в Гомеле. Она обязалась жертвовать ежемесячно по 10 рублей серебром для бесплатного женского училища в предместье города. В дальнейшем масштаб ее благотворительности стали заметным явлением во всей Российской империи.
На частные средства Паскевичей по инициативе Ирины Ивановны содержались приют для девочек-сирот, детский приют городского попечительства о бедных и богадельня для пожилых женщин. В детских приютах Ирина Паскевич лично отбирала наиболее способных детей и обеспечивала им образование, готовила специалистов. На деньги Паскевичей была построена в 1898 году гомельская мужская классическая гимназия (ныне -- один из корпусов Белорусского государственного университета транспорта).
В гомельских окрестностях во второй половине XIX века было очень распространено главное заболевание -- трахома. Княгиня Ирина посылает своего воспитанника А.Брука в Швейцарию учиться на глазного врача и строит в Гомеле глазную лечебницу, функционировавшую до 1941 года. А.Брук, подобранный княгиней прямо на улице, где он торговал “маковниками” -- булочками с маком, стал знаменитым в России врачом по глазным болезням. В Гомель на прием к Бруку приезжали из самых разных городов страны.
В пригородных деревнях Паскевичи открыли четыре частных народных училища, каждое на 60 учеников, платили жалованье учителям, несли расходы на освещение, отопление, учебники и письменные принадлежности.
Княгиня Ирина заботилась не только о детях, престарелых и больных, она откликалась на заботы любого гомелянина. В новогодние праздники каждый ребенок города получал от княгини Ирины подарок. Всем девушкам, выходившим замуж, она давала приданое (достаточно было только обратиться с прошением к княгине). Благотворительная деятельность Ирины Ивановны Паскевич приобрела особый размах после смерти мужа (Федор Иванович умер в возрасте 80 лет), с которым она прожила вместе полвека.
СТАРОСТЬ
В 1903 году, после смерти князя Федора Паскевича, похороненного, кстати, в Гомеле в фамильном склепе рядом с отцом, Ирине Ивановне Паскевич было 68 лет, и она очень остро переживала свое одиночество. Детей у княгини не было, кроме того, жизнь ее осложнялась тем, что она очень рано стала терять зрение. Выезды в столицы давно прекратились, и лишь в летнюю пору княгиня с мужем (когда он был еще жив) ненадолго покидала город и жила в какой-нибудь из своих загородных усадеб.
Старость княгини Ирины была обставлена очень скромно. Старожилы, видевшие ее, рассказывают, что эту небольшого роста худенькую женщину, одетую обыкновенно во все черное или коричневое с белыми кружевами на рукавах и на шее и в мелкой шапочке на голове, можно было скорее принять за горничную, служанку, чем за княгиню. Все свое существование Ирина Ивановна подчинила служению Гомелю, ставшему для нее родным, и отечеству.
В 1907 году она выделила деньги на строительство в городе водопровода, подарила гомельскому мужскому приходскому училищу каменное здание стоимостью 8 тысяч рублей для размещения ремесленных классов. Для детей был организован музыкальный салон. Сама княгиня очень увлекалась хоровым пением и принимала деятельное участие во всех главных праздниках года (праздновала вместе с народом). Несколько десятков гомельских учащихся были стипендиатами княгини, доброй хозяйки города.
На Добрушской писчебумажной фабрике (ныне -- фабрика “Герой Труда”), принадлежавшей Паскевичам, был впервые в России введен восьмичасовой рабочий день. Полторы тысячи рублей было выделено княгиней Паскевич на постройку нового здания Добрушского духовного училища. Несла расходы княгиня и на содержание добрушской фабричной больницы. В 1912 году на средства Ирины Ивановны развернулось строительство гинекологической больницы и родильного дома в Гомеле. Более 250 тысяч рублей княгиня пожертвовала на строительство нейрохирургической клиники имени Пирогова в Петербурге.
После начала Первой мировой войны на базе лечебных заведений Гомеля и Добруша княгиня организует лазареты для лечения раненых, а в конце 1914 года наинает строительство военного госпиталя на 100 кроватей (этот госпиталь в Гомеле существует по сей день). В 1915 году гомельский дворец, госпиталь и лазареты посетил император Николай II, лично выразивший княгине Паскевич благодарность за заботу о больных и раненых русских воинах.
УЧАСТЬ
12 ноября 1917 года власть в городе перешла к местному Совету рабочих и солдатских депутатов. Еще через три дня престарелая княгиня Паскевич, собрав списки всего движимого и недвижимого имущества, отправила дарственную новым властям. После этого она ушла из своего дворца навсегда. Ей дали комнату в доме по улице Жандармской (ныне -- улица Карла Маркса), № 12 (дом не сохранился), где княгиня и прожила до самой смерти, имея лишь няню -- служанку, женщину лет 40, которая приносила продукты и ухаживала за старухой. Есть сведения о том, что какое-то время княгиню содержал ее воспитанник А.Брук и она жила в глазной лечебнице. Бруку, кстати, предлагали уехать за границу, но он остался верен родному Гомелю, умер же от голода в Кургане в 1941 году...
Княгиня Паскевич скончалась 14 апреля 1925 года. Похороны были бедными; достаточно сказать, что похоронили Ирину Ивановну в простом черном гробу, но не в фамильном склепе, а прямо в парке под березой, возле стены Петропавловского собора.
Но в 30-е годы судьба, хотя уже и посмертная, еще раз жестоко обошлась с бывшей владелицей Гомеля. Ее могилу в парке уничтожили, а останки перезахоронили на православном крестьянском Новиковском кладбище, на самой окраине города. Ныне здесь сквер Гомельского госуниверситета имени Ф.Скорины.
@темы: не потерять, гении и их творения
а ещё, после того, как Дворец захватили большевики, Ирина Ивановна каждый день приходила в родные стены и переписывала, что пропало за вечер и за ночь